НПО "Инновационные процессы и системы"
 
Статьи

Контакты

620137, г. Екатеринбург,

ул. Блюхера, д. 63
(343) 213-69-79
nas@mail.ustu.ru


Подписка

Введите Ваш E-mail


Поиск на сайте


Полезные ссылки




ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ

 В настоящее время в научно-технической литературе встречается целый ряд толкований понятия "технологический аудит", в том числе:

*       Проверка технологических методов, приемов и процедур, используемых в организации с целью оценки их производительности и эффективности (www.spa.msu.ru).

*       Анализ технологии, анализ опыта изделий и знаний, которые имеются в НИИ, лаборатории, фирме и которые потенциально могут быть коммерциализованы (www.techbusiness.ru)

*       Консалтинговая деятельность, направленная на коммерциализацию научных разработок, оценку инновационной деятельности, предприятий (включая научно-исследовательские учреждения) с экономической точки зрения.

*       Выявление перспективных возможностей получения реальных доходов от имеющихся разработок, оборудования, опыта научно-технического персонала (www.sbras.nsc.ru).

*       Определение резервов производства по экономическим, энергетическим, экологическим показателям.Обобщая эти определения, можно сделать следующие выводы. Во-первых, встречается широкое и узкое понимание термина: узкое – технологический аудит как инвентаризация и оценка эффективности технологий, широкое – технологический аудит как один из инструментов формирования технологической стратегии.Во вторых, как правило, технологический аудит рассматривается как вид консалтинговой деятельности, реже – как вид аналитической  деятельности одной из структур предприятия или компании. В обоих случаях, как правило, технологический аудит воспринимается как некие разовые (или периодические, но с большим периодом)  т.е. несистематические мероприятия.По-видимому, каждый из указанных вариантов имеет право на существование, причем выбор конкретного подхода к организации технологического аудита в компании определяется целым рядом факторов.

Вместе с тем, учитывая быстроменяющуюся рыночную конъюнктуру, проведение технологического аудита в качестве разового мероприятия (один раз в несколько лет или даже в один раз в год), на наш взгляд – непозволительная роскошь. Технологический аудит должен быть элементом (правильнее сказать – подсистемой) системы регулярного менеджмента в организации, одновременно выступая в качестве инструмента формирования и реализации инновационной стратегии.

Для создания и успешного функционирования такой подсистемы необходимы следующие элементы:

*       Разработка технологической стратегии предприятия.

*       Формирование процесса (процедуры) регулярного технологического аудита.

*       Специальное подразделение (или группа специалистов), реализующих технологический аудит.

*       Подсистема мотивации творческой деятельности.Наиболее полно в рамках такой постановки задачи технологический аудит как элемент регулярного менеджмента реализован в университетах и технологически ориентированных  компаниях США и Великобритании. Практика коммерциализации технологий этих университетов за последние два десятилетия свидетельствует о высокой эффективности этой деятельности.Подразделения, осуществляющие технологический аудит в американских и британских университетах – офисы по передаче технологий, осуществляют непрерывный анализ, отбор и коммерциализацию технологий.

Основными этапами процедуры регулярного технологического аудита являются раскрытие технологии, оценка охраноспособности, коммерциализуемости, патентование, маркетинг. Каждый этап достаточно формализован для того, чтобы обеспечить возможность анализа большого потока технологий. Средний американский университет ежегодно патентует 50-60 изобретений.Конечно, существуют значительные различия между характером инновационной деятельности университетов США и российских предприятий и организаций. Вместе с тем, опыт организации процесса выявления, правовой охраны и оценки коммерциализуемости как системной деятельности вполне может быть использован при осуществлении регулярного технологического аудита российских компаний с технологически ориентированными стратегиями развития.

***При подготовке статьи использованы материалы работ Д.Б. Шульгина. 

 
 
РосФирм
Разработка сайта
Rambler's Top100